Корпорации перетасуют бензоколонки

Слияние Орлена и Лотоса может означать, что на польском рынке появятся даже 200 автозаправочных станций. Конкурентные сети выиграют

Письмо о намерениях, подписанное Орленом с государственной казной, означало, что мегафузия отечественных топливных компаний из сферы теоретических отступлений перешла в область экономического анализа. Их важным элементом будет положение связанных компаний на розничном рынке - сила супербренда может не понравиться Управлению по конкуренции и защите прав потребителей (UOKiK). Согласно антимонопольному законодательству, доля рынка одной компании (измеряется объемом продаж) превышает 40%. указывает на доминирующее положение. Между тем, общая доля сетей Orlen и Lotos составляет 44-45 процентов. (приблизительно 34% и приблизительно 10% соответственно). Поэтому эксперты ожидают, что некоторые из станций, работающих в настоящее время под названием той или иной столичной группы, не смогут оказаться в объединенной сети.

Поэтому эксперты ожидают, что некоторые из станций, работающих в настоящее время под названием той или иной столичной группы, не смогут оказаться в объединенной сети

Увидеть больше

Unimot управляет сетью авиа станции Fot. Марек Вишневский

Хорошая возможность

UOKiK может присоединиться к слиянию при условии, что объединенная корпорация избавится от «лишних» станций в установленный срок. Аналогичным образом, более десятка лет назад, захватив сеть Aral, BP избавилась от почти 500 станций в Германии. Тогда Орлен воспользовался этой возможностью, создав сеть Star на основе купленных торговых точек.

- Сокращение розничной сети Orlen или Lotos может стать предпосылкой для их слияния, - считает Мачей Шозда, президент фондовой биржи Unimot, которая управляет сетью автозаправочных станций Avia, а ранее на протяжении многих лет был руководителем высокого уровня - сначала в Орлене, а затем в Лотосе.

В настоящее время компания из Плоцка имеет около 1760 станций в Польше, а ее сестра - около 485. Большинство из них являются собственными станциями корпораций, но в их сетях работают также точки франчайзинга - в Орленье около 400, а в Лотосе около 220. Соглашения с франчайзи обновляются в среднем каждые пять лет. Часть станции затем меняет знак. Если объединяющиеся топливные компании откажутся от продления контрактов, они могут сократить количество сетей в течение двух лет, чтобы соответствовать возможному условию UOKiK.

Готов ждать

Мацей Шозда оценивает, что 100-200 точек франшизы могут выйти на рынок благодаря мегафузии, что может стать настоящим сюрпризом для конкуренции, потому что в настоящее время в Польше нет более крупных сетей для продажи - вывеска меняет только отдельные точки. Потенциальными покупателями являются западные компании, работающие в Польше, среди которых крупнейшие сети имеют BP (почти 530 станций), Shell (более 420) и Circle K (около 350), но не только.

- Мы также очень заинтересованы в дальнейшем расширении сети. Именно поэтому мы хотим подавать предложения на те станции, с которыми польские компании не будут продлевать свои франчайзинговые соглашения, заявляет президент Unimot.

Сеть Avia принадлежит компании с середины прошлого года. Его первая торговая точка была запущена в июне 2017 года в Ломже.

- В настоящее время в нашей сети работает почти 20 станций. К 2020 году мы хотим иметь 100 из них, - говорит Мачей Шозда.

ОК АНАЛИТИКА
Бусы останутся

KRZYSZTOF ROMANIUK, директор по анализу рынка топлива в польской организации нефтяной промышленности и торговли

Орлен и Лотос в настоящее время занимают в общей сложности одну треть рынка по количеству станций, но если учесть объем, их доля может приблизиться к 40 процентам. Хотя рынок постоянно меняется, вы не можете слышать о продаже сети или нескольких станций. Таким образом, возможное появление возможности захвата некоторых филиалов в Орлене и Лотосе будет представлять интерес для конкурентов, которые их разделят. Я вижу сети, такие как Авиа, Хузар или Моя, а не иностранные интересы в роли получателей. Однако следует помнить, что предложение, скорее всего, будет включать менее прибыльные филиалы в менее привлекательных местах. Продажа частей сети не поставит под угрозу положение объединенной компании.

© ℗